Top.Mail.Ru

Дети и уважение

Почему мы не уважаем детей, а они - нас?

27 ноября 2025 г. 12:19

article photo
Автор изображения: Д.Н.Волков

Мы привыкли, что взрослые люди относятся к детям свысока и без уважения. При этом, уважительное отношение детей к взрослым и необходимость слушаться старших – один из столпов воспитания детей.

Мы обращаемся к детям на «ты». К своим и чужим. А требуем обращаться к нам на «вы».

Мы не уважаем их желания. Одновременно требуя уважения, понимания и исполнения наших желаний. Как будто наши желания – лучше и важнее.

Мы не слушаем их мнения, нам не интересны их мысли. Хотя мы знаем, что «Устами детей глаголет истина». Зато мы заставляем их принимать наши мысли и навязываем своё мнение.

Мы часто применяем насилие и принуждение, манипулируем детьми в процессе воспитания.

Действительно ли всё это – правильно?

1.Проявляя неуважение к детям, мы получаем ответку: они не уважают нас. И это ещё не самое страшное. Хуже, что мы не уважаем и себя. Мы требуем уважения от детей, чтобы компенсировать это.

Кажется более правильным:

Стараться в детях замечать то, что достойно уважения: искренность, непосредственность, уверенность в своих желаниях и их важности. Прививать детям настоящие ценности, достойные уважения. И развивать их в себе.

2.Невнимательное отношение к желаниям детей – следствие нашего невнимания к желаниям вообще. В том числе, и к своим собственным. Плюс наше неумение разделить желания на истинные и ложные, уместные и неуместные.

Кажется более правильным:

Научиться разбираться в желаниях. Учиться хотеть правильно. Различать желания, основанные на страхе и желания, основанные на любви. Дети тоже этому хотят научиться. Дать им это – работа взрослых.

3.Дети часто более интуитивны в мышлении, чем мы. Отсутствие фактических знаний о мире побуждает их мечтать, фантазировать, додумывать. Они делают это с лёгкостью. Наши же представления бывают ошибочны. Общепринятые мысли мы несём детям, часто не вникая в их смысл и разумность.

Кажется более правильным:

Развитие навыков мышления в себе. Умение сомневаться в устоявшихся идеях. Умение понимать их смысл и отвечать на детские «Почему?». Не отвергать и разрушать мысли детей, а показывать им верные способы жить и думать. Пусть они сами выберут то, что для них работает.

4.Воспитательный процесс часто суров и жесток. Мы преодолеваем силой их сопротивление нашей жизни, быту, отношениям. Они это прекрасно видят, чувствуют и понимают. Часто они специально сопротивляются нашей настойчивости. Они не хотят быть лучше. Они хотят, чтобы их любили.

Кажется более правильным:

Выровнять позиции и отношения. Мы не лучше детей. В каждом из нас живёт маленький ребёнок, которого в детстве мало любили. Нам есть чему поучиться у детей и чему их научить. Любовь и сотрудничество всегда полезнее для развития, чем принуждение и неравенство.

Выводы

Мы и дети учимся вместе. Мы нуждаемся в их любви и уважении, а они – в наших. Мы можем учиться у них тому, что у них получается лучше. Мы можем учить их тому, что сами умеем.

Когда возникает желание решить вопрос через усилие – надо услышать этот звоночек. Остановиться. Посмотреть в себя. Обратить силу не на ребёнка, а на себя. Выйти из пузыря страха и насилия к свету любви и уважения.


Обсудить в ВКонтакте (VK)   или Telegram